КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДЕТИ И ДЕНЬГИ»
Как организовать гармоничное развитие ребенка и его отношение к деньгам. Когда начинать приучать ребенка самому пользоваться деньгами? Надо ли делиться с детьми семейными финансовыми проблемами? А если не надо, если давать ребенку все, в чем он нуждается, то как же он научится понимать цену денег? Итак, чтобы знать, как правильно выстраивать отношения у ребенка с деньгами, надо прежде проанализировать, как вы, родители, сами относитесь к деньгам? Дети по природе наблюдательны: они хорошо видят, что делают родители с деньгами, как реагируют на их просьбы купить очередную сладость или игрушку, дать на расходы, на развлечения. Можно ли «купить» себе какую-то привилегию? Свободны ли родители в эмоциональном плане в отношении денег или трясутся от бедности/богатства? На основе увиденного, ребенок и будет формировать свое отношение к деньгам.
Для дошкольников 2-4 лет понятие денег пока что сводится к игре в «фантики», истинную материальную ценность деньгам они еще не осознают в полной мере. Поэтому вполне часто можно услышать от них такие рассуждения «у меня будет много денег, и я на все куплю конфеты и игрушки!».
Становясь старше, ближе к 5 годам, дети уже понимают, откуда берутся настоящие деньги. В этот период можно уже рассказывать о вашей работе более подробно, показывать реальную зарплату и ее распределение по статьям расходов на необходимые нужды не только ребенка, но и для мамы и папы.
«В возрасте 6-14 лет планируйте вместе с вашим ребенком его расходы. Вы также можете предложить вашему ребенку экономить деньги для того, чтобы пожертвовать их потом нуждающимся. Установите порядок, в соответствии с которым карманные деньги будут даваться только раз в неделю во время семейного собрания. Если ребенок потратит их раньше, у него появится хорошая возможность почувствовать, что значит быть без денег, и тогда он задумается над тем, как решить эту проблему: либо обходиться без денег, либо искать работу для получения дополнительного заработка».
Легкое обращение с деньгами — без бесед, объяснений, споров, совместной работы – приводит к тому, что деньги фактически вытесняют эмоциональные отношения ребенка с родителями, — отношения, которые так необходимы детям. На самом деле родители соблазняют ребенка деньгами, его самого при этом отвергая.
Кроме того, большие деньги и возможность тратить их без ограничений — непосильная ноша для маленького человека. Когда «хочу» ребенка не ограничено, у него возникают расстройства на уровне психоза («дай!», «хочу!»). Нередко сами же родители становятся заложниками такого воспитания… Деньги необходимы ребенку для развития, но не нужно провоцировать его большими суммами.
Подводя итоги сказанному, перечислим то, что предстоит сделать родителям при решении проблемы «дети и деньги»:
Учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса. Предоставить ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Будет самостоятельность и возможность выбора — возникнет и больше шансов для появления ответственности.
Начать давать карманные деньги уже с 5-6 лет: это придаст маленькому человеку ощущение независимости и самостоятельности. Для начала пусть будет мелочь: вроде бы игрушка, но — ее принимают в магазине, на нее можно что-то купить…
Не поощрять детей дошкольного возраста зарабатывать деньги: во-первых, рано, а во-вторых, это может привести к чему-либо нежелательному.
Подарить ребенку копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только для себя, но и на подарок бабушке ко дню рождения.
Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок должен быть к ним причастен, тогда у него сформируется более правильное отношение к деньгам.
Избегать при ребенке разговоров о «богатых» и о их немеренных возможностях: пользы от таких разговоров никакой, а чувство зависти, которое может возникнуть у ребенка, — не лучшее из человеческих качеств.
Не скрывать от ребенка семейных финансовых проблем, говорить о них вслух, устраивать общие советы по этому поводу, вовлекая в них малышей уже начиная с 6-7 лет. Этим самым вы будете учить детей законам экономики, причем важно, чтобы они понимали, что по таким законам живут все хорошие люди.
Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу» воспитательный аспект. Но во всех случаях остается главное: надо научить ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд его родителей.